Что такое МКТУ. И как подобрать класс товара или услуги, чтобы зарегистрировать товарный знак

Что такое МКТУ. И как подобрать класс товара или услуги, чтобы зарегистрировать товарный знак

Классы товаров и услуг из МКТУ указывают в заявке на регистрацию товарного знака. Если неправильно подобрать класс, заявку отклонят и компания потеряет время и деньги. В этой статье — главное об МКТУ, чтобы регистрировать товарные знаки с первого раза.

Что такое МКТУ

МКТУ — Международная классификация товаров и услуг. Это такой справочник, в котором все известные товары сгруппировали по функциям и назначению, а услуги — по виду деятельности. Получившиеся группы назвали классами.

Например, класс «2» объединяет краски, которые защищают от коррозии; класс «29» — пищевые продукты, а класс «38» — телекоммуникационные услуги.

МКТУ используют ведомства интеллектуальной собственности в 91 стране. Классификатор выпускают на французском и английском языках. Версию на русском языке выкладывают на сайте Федерального института промышленной собственности.

Структура классификатора МКТУ

МКТУ состоит из 45 классов. Первые 34 объединяют товары, классы с 35 по 45 — услуги. 

В классификатор включили 10 тыс. товаров и услуг, поэтому классы получились обширными. Иногда в рамках одной группировки оказываются, казалось бы, несвязанные вещи. 

Например, в класс «3» входят блеск для губ, наждачная бумага и скипидар для обезжиривания. Ошибки нет, просто в класс включили широкий набор товаров: косметические средства, препараты для чистки, полирования обезжиривания и абразивной обработки.

Товары и услуги в классификаторе сгруппировали по функции и назначению. Иногда похожие на первый взгляд товары оказываются в разных классах.

Например, антикоррозийная краска входит в класс «2» — «…средства защитные, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения…». А изоляционную краску включили в класс «17» — «…материалы для конопачения, уплотнения и изоляции…». Функции у красок разные, вот товары и очутились в разных классах. 

Конкретному товару или услуге в классификаторе присваиваю идентификатор — базовый номер. Первые цифры номера соответствуют номеру класса

Зачем нужен МКТУ

МКТУ пригодится компаниям и ИП, чтобы зарегистрировать товарный знак. Для этого в Роспатент отправляют заявку. Там указывают классы товаров, которые будут производить под товарным знаком. Или классы услуг, которые будут под ним оказывать.

Скажем, компания хочет выпускать балалайки под товарным знаком «Данон». В заявке укажут класс «15» — «Инструменты музыкальные…»:

Товарный знак зарегистрируют, если он уникален для заявленных классов МКТУ. То есть если никто другой не выпускает товары из этих классов под схожим обозначением. 

Продолжим пример с балалайками. 

Сотрудники Роспатента проверят товарный знак «Данон» и заметят: обозначение уже используют для продуктов питания. Это товары из классов «29», «30», «31», «32», «33».

Класса «15» в этом перечне нет, поэтому Роспатент без проблем зарегистрирует товарный знак для балалаек. В результате две разные компании будут продавать йогурты «Данон» и балалайки «Данон». Это нормально: главное, чтобы деятельность организаций с одинаковым знаком не пересекалась и потребители их не путали.

А вот заявку на молочные коктейли «Данон» отклонят. Товары из класса «29» уже выпускают под таким знаком. Роспатент не допустит копирования. 

Зарегистрированный знак будут защищать в рамках класса целиком, хоть в заявке указывают конкретные товары или услуги.

Компания зарегистрировала товарный знак «Данон», в перечне товаров указали только «балалайки». Теперь другие компании не имеют права производить барабаны, скрипки и другие изделия из класса «15». 

Иногда Роспатент ищет схожие товарные знаки среди классов, которые не указывали в заявке. Так бывает, если существуют продукты, однородные заявленным. То есть схожие по составу изделия из других классов МКТУ. 

Например, кетчуп и томатная паста входят в разные классы — «29» и «30» соответственно. При этом в магазине продукты стоят на одной полке. Это однородные товары. 

Роспатент не зарегистрирует товарный знак, если схожий уже используют для однородных товаров. И не важно, что эти продукты входят в класс, который не указывали в заявке. Так избегают нечестной конкуренции.

Скажем, одна компания выпустит кетчуп «Помидор», а другая томатную пасту «Помидор». Поклонники кетчупа купят томатную пасту, не подозревая, что товары производят две разные организации.

Как подобрать классы МКТУ для товарного знака

Можно действовать по алгоритму.

1. Выбрать виды товаров и услуг, которые будете производить или оказывать под товарным знаком.

2. Поискать названия товаров и услуг в классификаторе. Достаточно открыть МКТУ в Excel и использовать стандартный поиск по документу.  

Компания производит чернила для принтеров. Если вбить «Чернила» в поиске по классификатору, найдем 11 видов чернил — с разными функциями и назначениями. Останется выбрать подходящий вариант. 

В заявке на регистрацию товарного знака укажем класс «2» и товар «Чернила для принтеров и копировальных машин»

Еще можно использовать «Подсказки по МКТУ» «Дадаты». Сервис найдет товар или услугу в классификаторе по первым буквам названия и сообщит класс. Так быстрее: не придется штудировать МКТУ.  

Полезно юридическим компаниям, которые регулярно подбирают классы для товарных знаков

3. Если не нашли товар или услугу, сузить зону поиска. Скорее всего, искомый продукт или услугу уже добавили в справочник, но назвали иначе — синонимом, более широким или узким термином.

Полезно прочитать описания классов — примерный перечень всего, что включили в группировку. И поискать нужный продукт в наиболее подходящем по описанию классе. 

Допустим, компания выпускает кексы со сгущенкой. Поиск по слову «Кексы» ничего не дает — такого товара нет в справочнике. 

Среди резюме группировок заметим «Выпечку и изделия кондитерские» — в классе «30». Класс выглядит подходящим: логично включить туда кексы. Все верно: в перечне товаров увидим «Бисквиты с начинкой» — искомые кексы. 

В заявке укажем класс «30» и товар «Бисквиты с начинкой»

4. Проверить список исключений для выбранного класса, чтобы избежать ошибок. Исключения указывают в пояснениях к классификатору — отдельном документе, который выкладывают на сайте ФИПС вместе с актуальной версией МКТУ. 

Для каждого исключения указывают правильный класс МКТУ

Рекомендации по подбору классов МКТУ

В пояснениях к классификатору привели рекомендации по подбору классов. Советы пригодятся, если нужного товара или услуги нет в МКТУ.

Чтобы определить класс товара, предлагают:

1. Ориентироваться на функцию и назначение.

Допустим, компания производит волос единорога для скрипичных смычков. Такого товара нет в классификаторе — даже под синонимичным названием. Мы выдумали продукт ради примера. 

Чтобы выбрать класс, будем ориентироваться на назначение товара. Волос предназначен для музыкальных инструментов. Значит, товар стоит включить в класс «15» — «Инструменты музыкальные…».

2. Если в классификаторе нет подходящих функции и назначения, ориентироваться на материал.

Например, компания производит багажные бирки из кожи. Не существует отдельного класса, в который бы включали товары для багажа. Значит, не получится классифицировать товар по назначению. 

Чтобы выбрать класс, будем ориентироваться на материал. Раз бирки делают из кожи, включим товар в класс «18» — «Кожа и имитация кожи…».

3. Если изделие изготовили из разных материалов, ориентироваться на тот, который преобладает в составе.

Представим, что багажные бирки из примера выше делают из кожи и бумаги. Если в составе преобладает кожа, отнесем бирки к классу «18». Если преобладает бумага, укажем класс «16» — «Бумага…».

 4. Если товар комплектует другое изделие, относить их к одному классу.

Крепления для лыж и лыжи отнесем к классу «28». Туда включают спортивные товары.

Чтобы определить класс услуги, советуют:

1. Услуги по прокату относить к одному классу с услугами, которые оказывают с помощью объектов проката.

Например, прокат телефонов относят к классу «38» — «Телекоммуникационные услуги».  

2. Услуги, которые связаны с консультациями, относить к одному классу с услугами-объектами консультаций.

Например, консультации по транспортировке относят к классу «39» — «Транспортные услуги…». А консультации по косметике — к классу «44» с услугами в области косметики.

3. Услуги, которые оказывают в рамках франчайзинга, относить к одному классу с услугами франшизодателя.

Скажем, финансовые услуги, связанные с франчайзингом, относят к классу «36» — «Деятельность финансовая».

Как заполнить классы МКТУ в заявке на регистрацию товарного знака

Чтобы заявку на товарный знак не отклонили, важно правильно оформить перечень товаров — в соответствии с требованиями Минэкономразвития.

1. Ставить тире после номера класса:

2. Писать названия товаров и услуг строчными буквами: 

3. Ставить точку в конце перечня товаров каждого класса.

4. Товары одного вида разделять запятой, разных видов — точкой с запятой:

5. Если товар встречается в разных классах МКТУ, указывать назначение, функцию, материал или принцип действия. Если услуга — направление деятельности. Скорее всего, исчерпывающее наименование уже включили в справочник — достаточно его найти:

Что будет, если ошибиться в заявке

Если неправильно определить класс товара или услуги, Роспатент отклонит заявку на товарный знак. Компания потеряет деньги и время — придется заново подавать документы и оплачивать пошлины.

Издержки зависят от числа классов в заявке и наблюдательности сотрудников Роспатента.

Предприниматель подает заявку на регистрацию товарного знака и платит госпошлину. Это стоит 3500 ₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ в заявке, начиная с шестого. Минимум — 3500 ₽, максимум — 43 500 ₽, если указать все возможные классы.

Затем предприниматель оплачивает экспертизу — 11 500 ₽ + 2500 ₽ за каждый класс в заявке, начиная со второго. Минимум — 11 500 ₽, максимум — 121 500 ₽. 

На экспертизу уходит семь месяцев. За первый месяц проводят формальную проверку: проверяют, все ли документы подал заявитель и соответствуют ли они требованиям. Еще полгода проверяют сходство с уже зарегистрированными товарными знаками.

В худшем случае неправильный класс МКТУ заметят спустя семь месяцев экспертизы. Пошлины не вернут: компания потеряет от 15 до 165 тыс. рублей. Придется заново подавать заявку, платить и ждать вердикта.

Запомнить, чтобы регистрировать товарные знаки с первого раза

1. МКТУ — справочник, в котором товары и услуги разделили на классы.

2. Номера классов и названия товаров и услуг указывают в заявке на регистрацию товарного знака. Заявку отправляют в Роспатент.

3. Товарный знак защищают от копирования в рамках классов МКТУ, которые указали в заявке.

4. Бизнес платит пошлину за подачу заявки и экспертизу. От 15 до 165 тыс. рублей — в зависимости от числа классов в заявке.

5. Если в заявке найдут ошибку, знак не зарегистрируют. Деньги не вернут, придется заново оплачивать заявку и ждать результатов экспертизы.

6. Чтобы заявку одобрили, важно правильно оформить перечень товаров и услуг — по требованиям Минэкономразвития.

Не пропускайте важные материалы

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. А еще даём знать о новых фичах и срочных новостях. Например, напишем, если налоговая потеряет данные по организациям в свежей выгрузке или API «Дадаты» перестанет отвечать.

Подпишитесь на рассылку

Раз в месяц присылаем на почту новые статьи из блога и обновления сервисов «Дадаты». Не тревожим без повода и не шлем спам.