Что такое МКТУ. И как подобрать класс товара или услуги, чтобы зарегистрировать товарный знак
Классы товаров и услуг из МКТУ указывают в заявке на регистрацию товарного знака. Если неправильно подобрать класс, заявку отклонят и компания потеряет время и деньги. В этой статье — главное об МКТУ, чтобы регистрировать товарные знаки с первого раза.
- Что такое МКТУ
- Структура классификатора МКТУ
- Зачем нужен МКТУ
- Как подобрать классы МКТУ для товарного знака
- Рекомендации по подбору классов МКТУ
- Как заполнить классы МКТУ в заявке на регистрацию товарного знака
- Что будет, если ошибиться в заявке
- Запомнить, чтобы регистрировать товарные знаки с первого раза
Что такое МКТУ
МКТУ — Международная классификация товаров и услуг. Это такой справочник, в котором все известные товары сгруппировали по функциям и назначению, а услуги — по виду деятельности. Получившиеся группы назвали классами.
Например, класс «2» объединяет краски, которые защищают от коррозии; класс «29» — пищевые продукты, а класс «38» — телекоммуникационные услуги.
МКТУ используют ведомства интеллектуальной собственности в 91 стране. Классификатор выпускают на французском и английском языках. Версию на русском языке выкладывают на сайте Федерального института промышленной собственности.
Структура классификатора МКТУ
МКТУ состоит из 45 классов. Первые 34 объединяют товары, классы с 35 по 45 — услуги.
В классификатор включили 10 тыс. товаров и услуг, поэтому классы получились обширными. Иногда в рамках одной группировки оказываются, казалось бы, несвязанные вещи.
Например, в класс «3» входят блеск для губ, наждачная бумага и скипидар для обезжиривания. Ошибки нет, просто в класс включили широкий набор товаров: косметические средства, препараты для чистки, полирования обезжиривания и абразивной обработки.
Товары и услуги в классификаторе сгруппировали по функции и назначению. Иногда похожие на первый взгляд товары оказываются в разных классах.
Например, антикоррозийная краска входит в класс «2» — «…средства защитные, предохраняющие металлы от коррозии и древесину от разрушения…». А изоляционную краску включили в класс «17» — «…материалы для конопачения, уплотнения и изоляции…». Функции у красок разные, вот товары и очутились в разных классах.
Зачем нужен МКТУ
МКТУ пригодится компаниям и ИП, чтобы зарегистрировать товарный знак. Для этого в Роспатент отправляют заявку. Там указывают классы товаров, которые будут производить под товарным знаком. Или классы услуг, которые будут под ним оказывать.
Скажем, компания хочет выпускать балалайки под товарным знаком «Данон». В заявке укажут класс «15» — «Инструменты музыкальные…»:
Товарный знак зарегистрируют, если он уникален для заявленных классов МКТУ. То есть если никто другой не выпускает товары из этих классов под схожим обозначением.
Продолжим пример с балалайками.
Сотрудники Роспатента проверят товарный знак «Данон» и заметят: обозначение уже используют для продуктов питания. Это товары из классов «29», «30», «31», «32», «33».
Класса «15» в этом перечне нет, поэтому Роспатент без проблем зарегистрирует товарный знак для балалаек. В результате две разные компании будут продавать йогурты «Данон» и балалайки «Данон». Это нормально: главное, чтобы деятельность организаций с одинаковым знаком не пересекалась и потребители их не путали.
А вот заявку на молочные коктейли «Данон» отклонят. Товары из класса «29» уже выпускают под таким знаком. Роспатент не допустит копирования.
Зарегистрированный знак будут защищать в рамках класса целиком, хоть в заявке указывают конкретные товары или услуги.
Компания зарегистрировала товарный знак «Данон», в перечне товаров указали только «балалайки». Теперь другие компании не имеют права производить барабаны, скрипки и другие изделия из класса «15».
Как подобрать классы МКТУ для товарного знака
Можно действовать по алгоритму.
1. Выбрать виды товаров и услуг, которые будете производить или оказывать под товарным знаком.
2. Поискать названия товаров и услуг в классификаторе. Достаточно открыть МКТУ в Excel и использовать стандартный поиск по документу.
Компания производит чернила для принтеров. Если вбить «Чернила» в поиске по классификатору, найдем 11 видов чернил — с разными функциями и назначениями. Останется выбрать подходящий вариант.
Еще можно использовать «Подсказки по МКТУ» «Дадаты». Сервис найдет товар или услугу в классификаторе по первым буквам названия и сообщит класс. Так быстрее: не придется штудировать МКТУ.
3. Если не нашли товар или услугу, сузить зону поиска. Скорее всего, искомый продукт или услугу уже добавили в справочник, но назвали иначе — синонимом, более широким или узким термином.
Полезно прочитать описания классов — примерный перечень всего, что включили в группировку. И поискать нужный продукт в наиболее подходящем по описанию классе.
Допустим, компания выпускает кексы со сгущенкой. Поиск по слову «Кексы» ничего не дает — такого товара нет в справочнике.
Среди резюме группировок заметим «Выпечку и изделия кондитерские» — в классе «30». Класс выглядит подходящим: логично включить туда кексы. Все верно: в перечне товаров увидим «Бисквиты с начинкой» — искомые кексы.
4. Проверить список исключений для выбранного класса, чтобы избежать ошибок. Исключения указывают в пояснениях к классификатору — отдельном документе, который выкладывают на сайте ФИПС вместе с актуальной версией МКТУ.
Рекомендации по подбору классов МКТУ
В пояснениях к классификатору привели рекомендации по подбору классов. Советы пригодятся, если нужного товара или услуги нет в МКТУ.
Чтобы определить класс товара, предлагают:
1. Ориентироваться на функцию и назначение.
Допустим, компания производит волос единорога для скрипичных смычков. Такого товара нет в классификаторе — даже под синонимичным названием. Мы выдумали продукт ради примера.
Чтобы выбрать класс, будем ориентироваться на назначение товара. Волос предназначен для музыкальных инструментов. Значит, товар стоит включить в класс «15» — «Инструменты музыкальные…».
2. Если в классификаторе нет подходящих функции и назначения, ориентироваться на материал.
Например, компания производит багажные бирки из кожи. Не существует отдельного класса, в который бы включали товары для багажа. Значит, не получится классифицировать товар по назначению.
Чтобы выбрать класс, будем ориентироваться на материал. Раз бирки делают из кожи, включим товар в класс «18» — «Кожа и имитация кожи…».
3. Если изделие изготовили из разных материалов, ориентироваться на тот, который преобладает в составе.
Представим, что багажные бирки из примера выше делают из кожи и бумаги. Если в составе преобладает кожа, отнесем бирки к классу «18». Если преобладает бумага, укажем класс «16» — «Бумага…».
4. Если товар комплектует другое изделие, относить их к одному классу.
Крепления для лыж и лыжи отнесем к классу «28». Туда включают спортивные товары.
Чтобы определить класс услуги, советуют:
1. Услуги по прокату относить к одному классу с услугами, которые оказывают с помощью объектов проката.
Например, прокат телефонов относят к классу «38» — «Телекоммуникационные услуги».
2. Услуги, которые связаны с консультациями, относить к одному классу с услугами-объектами консультаций.
Например, консультации по транспортировке относят к классу «39» — «Транспортные услуги…». А консультации по косметике — к классу «44» с услугами в области косметики.
3. Услуги, которые оказывают в рамках франчайзинга, относить к одному классу с услугами франшизодателя.
Скажем, финансовые услуги, связанные с франчайзингом, относят к классу «36» — «Деятельность финансовая».
Как заполнить классы МКТУ в заявке на регистрацию товарного знака
Чтобы заявку на товарный знак не отклонили, важно правильно оформить перечень товаров — в соответствии с требованиями Минэкономразвития.
1. Ставить тире после номера класса:
2. Писать названия товаров и услуг строчными буквами:
3. Ставить точку в конце перечня товаров каждого класса.
4. Товары одного вида разделять запятой, разных видов — точкой с запятой:
5. Если товар встречается в разных классах МКТУ, указывать назначение, функцию, материал или принцип действия. Если услуга — направление деятельности. Скорее всего, исчерпывающее наименование уже включили в справочник — достаточно его найти:
Что будет, если ошибиться в заявке
Если неправильно определить класс товара или услуги, Роспатент отклонит заявку на товарный знак. Компания потеряет деньги и время — придется заново подавать документы и оплачивать пошлины.
Издержки зависят от числа классов в заявке и наблюдательности сотрудников Роспатента.
Предприниматель подает заявку на регистрацию товарного знака и платит госпошлину. Это стоит 3500 ₽ + 1000 ₽ за каждый класс МКТУ в заявке, начиная с шестого. Минимум — 3500 ₽, максимум — 43 500 ₽, если указать все возможные классы.
Затем предприниматель оплачивает экспертизу — 11 500 ₽ + 2500 ₽ за каждый класс в заявке, начиная со второго. Минимум — 11 500 ₽, максимум — 121 500 ₽.
На экспертизу уходит семь месяцев. За первый месяц проводят формальную проверку: проверяют, все ли документы подал заявитель и соответствуют ли они требованиям. Еще полгода проверяют сходство с уже зарегистрированными товарными знаками.
В худшем случае неправильный класс МКТУ заметят спустя семь месяцев экспертизы. Пошлины не вернут: компания потеряет от 15 до 165 тыс. рублей. Придется заново подавать заявку, платить и ждать вердикта.
Запомнить, чтобы регистрировать товарные знаки с первого раза
1. МКТУ — справочник, в котором товары и услуги разделили на классы.
2. Номера классов и названия товаров и услуг указывают в заявке на регистрацию товарного знака. Заявку отправляют в Роспатент.
3. Товарный знак защищают от копирования в рамках классов МКТУ, которые указали в заявке.
4. Бизнес платит пошлину за подачу заявки и экспертизу. От 15 до 165 тыс. рублей — в зависимости от числа классов в заявке.
5. Если в заявке найдут ошибку, знак не зарегистрируют. Деньги не вернут, придется заново оплачивать заявку и ждать результатов экспертизы.
6. Чтобы заявку одобрили, важно правильно оформить перечень товаров и услуг — по требованиям Минэкономразвития.