Как работать с адресами, чтобы больше заработать и гарантированно доставить товары

Как работать с адресами, чтобы больше заработать и гарантированно доставить товары

Кажется, что с адресами работать просто: спросил у человека адрес → сохранил в базу → отправил товар → получил деньги. А на деле люди бросают адресные формы, в базе теряются важные части адресов, а курьеры привозят заказы в другие регионы.

В статье расскажем, как сохранять адреса в базу, чтобы не запутать курьеров, и как сократить адресные формы, чтобы повысить конверсию. Мы собрали материалы за пять лет, которые выпускали по этим темам.

Хранить номер дома как строку, а не число

Представьте улицу, на которой стоят 36 домов. 

Если новые здания достраивают в конце улицы — после 36-го дома — то продолжают нумерацию: 37, 38. Если в начале — перед первым домом — начинают новую улицу. Иначе дом 37 стоял бы рядом с домом 1, а это нелогично.

В городе Электросталь Московской области дома как раз достраивали в начале проспекта Ленина. Однако новую улицу решили не делать. Вместо этого продлили проспект, а к номерам новых домов приписали цифру 0: 01, 02, 03. Теперь «Электросталь пр-т Ленина 4» и «Электросталь пр-т Ленина 04» — два разных адреса.

Нумерация адресов в Электростали

Мы советуем хранить номер дома в базе как строку. В ячейке с типом «число» лидирующий ноль пропадет: дом с номером «04» станет домом «4». Из-за этого курьер запросто доставит заказ по неверному адресу.

Для адреса хранить почтовый индекс объекта 

Иногда несколько топографических объектов называют одинаково. Единственный способ их различить — посмотреть на почтовый индекс.

Например, в Устьянском районе Архангельской области пять раз встречаются деревни Бережная — только индексы у них разные.

А в Москве — две улицы 8 марта с разными индексами:

Одинаковые названия топографических объектов

Поэтому мы советуем сохранять в базе почтовый индекс. Так курьер наверняка доставит заказ.

Архангельская обл., Устьянский р-н, д. Бережная165223, Архангельская обл., Устьянский р-н, д. Бережная
По такому адресу карты покажут три деревни. Курьер не поймет, в какую ехатьС индексом карты покажут только нужную деревню, и курьер доставит товар

А еще полезно сохранять в базе части «улица», «бульвар», «площадь», «набережная», «проспект». Они помогут различить похожие адреса, если индекса не будет.

Москва, Нагатинская 10Москва, Нагатинская наб. 10
В Москве есть Нагатинская набережная и Нагатинская улица. Курьер не поймет, куда ехать. Курьер сразу поедет на набережную.

Автоматически определять индекс по введенному адресу

Люди часто забывают и путают цифры в индексах. Если интернет-магазин отправит заказ по неправильному индексу, посылка уйдет в другой регион или район. Клиент пройдет через бюрократические муки, и заказ доставят спустя недели. Но за это время человек обозлится на магазин, а то и вовсе останется без подарка на день рождения.

Чтобы не дать человеку ошибиться, полезно определять индекс автоматически по введенному адресу. Так почта доставит товар без проблем.  

Автозаполнение индекса
«Озон» заполняет индекс за пользователя и не дает ошибиться

Сохранять адрес, даже если в нем нет улицы или номера дома 

В России существуют адреса без улицы или дома. И не просто существуют — их много.

В адресе «Московская обл., д. Каменки, д. 61» нет улицы. Тем не менее это легитимный адрес: 

Адрес без улицы

В адресе «Звенигород, Супонево, корп 1» есть только корпус без номера дома. Но адрес верный: 

Адрес без номера дома

Разрешите сохранять в базу адреса без улицы или номера дома, если указан корпус или строение. Иначе при проверке на пустые значения такие адреса легко потерять: алгоритм посчитает, что адрес без улицы не существует. 

А вот такую форму человек с адресом без улицы вовсе не заполнит никогда

Разрешать пользователям вводить адрес вручную

Заботливые магазины и курьерские службы подключают к форме заказа адресные подсказки.

Подсказки на адресных формах
Без подсказок клиенты путают индексы, ошибаются в названиях улиц и вместо гордого «Нижний Новгород» оставляют вялое «НН». С подсказками же все быстро, без ошибок и в одном формате

Подсказки берут адреса из справочников. И в каждом из этих источников отсутствуют некоторые адреса. С этим ничего не поделать, Россия слишком большая. Адреса теряют даже в самом полном справочнике из общедоступных — официальном ФИАС. Там часто пропадают дома, а иногда и целые улицы.

Например, в ФИАС нет дома 5А стр. 1 на Березовой аллее в Москве. Такой дом при этом существует.

Если интернет-магазин, например, запрещает вводить адреса, отсутствующие в эталонном справочнике, то лишает часть клиентов возможности сделать заказ. 

Чтобы не упустить деньги, важно:

1. Разрешить пользователям ввести любой адрес руками. В этой ситуации круто делают «ЮMoney». Ребята подсказывают адрес, но в крайнем случае разрешают ввести его вручную.

Ручной ввод адреса на адресных формах

2. Предупредить человека о возможной ошибке, если введенного адреса нет в справочнике — например, в ФИАС. Если клиент просто перепутал номер дома, то исправит ошибку, и товар доставят без проблем.  

Когда неизвестный справочникам адрес попадет в базу, полезно проверить его по картам «Яндекса» или «2Гиса». Если найдете адрес на картах, скорее всего он существует, и по нему доедет курьер. 

На картах тоже бывают ошибки, но нет более точного способа проверить адрес. Разве что приехать к дому и убедиться воочию. 

«Подсказки» «Дадаты» ищут адреса в ФИАС, но при этом не ограничивают ввод: принимают адреса, которых нет в справочнике. Останется проверить адрес по картам и отправить курьера. 

Иногда адреса, которых нет в справочнике налоговой, присылают в поддержку «Дадаты». Мы перепроверяем их вручную по картам, добавляем в «Дадату» и привязываем координаты. Поэтому «Подсказки» «Дадаты» знают больше, чем государственный справочник ФИАС.

Отделять литеры от номеров домов в базе адресов

Правила литерирования домов действуют по всей России, но особенно литеры любят в Санкт-Петербурге. Там часто встречаются адреса типа «г. Санкт-Петербург, ул. Введенская, дом 12 литера В: 

Дома с литерами

Смысл такой: номер дома определяет отдельное сооружение, а литеры — строения или пристройки на его территории.

Допустим, дому дали номер 4. Тогда пристройке дают номер 4 лит. А, подвалу — 4 лит. Б, строению — 4 лит. В, щитовой — 4 лит. Г, забору — 4 лит. Д и так далее.

Если склеить литеру с номером дома, легко запутаться:

литера «З» похожа на тройку: Москва Звездный 23З — то ли дом 233, то ли дом 23 литера З;

рукописная литера «Ч» — на четверку: Москва Звездный 23Ч — то ли дом 234, то ли дом 23 литера Ч; 

литеры «Й» и «Я» — на сокращения: дом 4Й — то ли четвертый дом, то ли дом 4 литера Й.

Чтобы курьер не запутался в адресах с литерами, советуем делать две вещи:

сохранить литеры домов;

разделять номер дома и литеру. Например, словом «лит». Тогда курьер однозначно поймет, куда ехать: Москва Звездный 23 лит З — точно не дом 233. 

Автоматически определять город по координатам или по IP-адресу

Часто интернет-магазины с порога уточняют город пользователя. Так они рассчитывают цену доставки и показывают только те товары, которые готовы отправить покупателю.

Выбор города в интернет-магазине
Перед тем, как выбрать товар, приходится искать город в простыне вариантов

Пользователи злятся: они еще ничего не успели сделать, а магазин уже что-то требует. Человек как минимум занервничает. Максимум — закроет вкладку и уйдет в другой магазин.

Не спрашивать город опасно. Человек пройдет несколько этапов чекаута, заполнит гору данных и только тогда выяснит: доставки нет или она слишком дорогая. 

Чтобы не бесить пользователей, полезно определять город автоматически: 

  • по координатам;
  • по IP, если координаты неизвестны. Например, с помощью API-метода «Дадаты» «Город по IP-адресу».
Автоопределение города
«Яндекс» без лишних вопросов определяет город пользователя

Спрашивать адрес в электронных формах одним полем

Часто адресные формы получаются громоздкими, потому что части адреса просят ввести отдельными полями: страна, область, город, улица, дом, корпус. Компоненты сохраняют в отдельные поля базы данных и применяют, например, в аналитике: скажем, смотрят, на какой город приходится большинство заказов. Аналитикам удобнее работать с частями адреса, чем с адресами целиком.

Но люди не хотят заполнять длинные формы: вводить адрес по отдельности — лень, а на телефонах и планшетах мучительно переключаться между полями. В результате посетители бросают адресные формы. Поэтому интернет-магазины теряют заказы, банки — заявки на кредит, сервисы — пользователей.

В институте «Баймард» выяснили, что 26% пользователей интернет-магазинов бросят корзину, если на чекауте более 13 полей. Большинство полей обычно приходится на адресные данные.

Чтобы угодить и компании, и клиентам, полезно упростить адресные формы до одного поля. Для примера мы взяли страницу обращения в интернет-приёмную правительства Москвы.

1. Добавим основное поле адреса и подключим к нему «Подсказки». Теперь человек введет первые буквы адреса, а сервис подскажет подходящие варианты.

Пошаговые изменения показали в статье на Хабре

2. Когда пользователь выберет нужный адрес из списка, подставим выбранное значение в поле «Адрес». Остальные поля заполним компонентами.

3. Аналогично сократим поля «Фамилия», «Имя» и «Отчество» до одного «ФИО». Раз отдельные поля заполняем автоматически, сделаем форму более лаконичной.  

Живая адресная форма — на демостранице

Теперь пользователи быстро заполнят форму, а правительство Москвы запишет компоненты адреса в отдельные поля в базе. 

Исходники — на гитхабе

Если доставка до почтового отделения, показывать его адрес и время работы

Если интернет-магазин доставляет покупки почтой по России, хорошо бы подсказать человеку, где и когда он может забрать посылку. Например, с помощью API-метода «Дадаты» «отделения Почты России». Так человек не перепутает отделение и заберет товар с первой попытки.

Определять ближайшее метро при доставке курьером

Полезно подсказать курьеру ближайшее к адресу метро. Так заказ доставят быстрее: курьер не будет штудировать карту, а сразу поедет на нужную станцию.   

Ближайшие к адресу станции метро
«Подсказки» «Дадаты» показывают три ближайшие к адресу станции метро

Еще по теме

Как обязательные поля и жесткая валидация на адресных формах вредят бизнесу. Рассказывает Павел Абдюшев — директор по развитию продуктов HFLabs

Принципы работы с адресами, которые приносят больше заказов

1. Хранить номер дома как строку, а не число.

2. Для адреса хранить почтовый индекс объекта. 

3. Автоматически определять индекс по введенному адресу.

4. Сохранять адрес, даже если в нем нет улицы или номера дома.

5. Разрешать пользователям вводить адрес вручную.

6. Отделять литеры от номеров домов в базе адресов.

7. Автоматически определять город по координатам или по IP-адресу.

8. Спрашивать адрес в электронных формах одним полем.

9. Если доставка до почтового отделения, показывать его адрес и время работы.

10. Определять ближайшее метро при доставке курьером.

Не пропускайте важные материалы

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. А еще даём знать о новых фичах и срочных новостях. Например, напишем, если налоговая потеряет данные по организациям в свежей выгрузке или API «Дадаты» перестанет отвечать.

Подпишитесь на рассылку

Раз в месяц присылаем на почту новые статьи из блога и обновления сервисов «Дадаты». Не тревожим без повода и не шлем спам.