Кто такие аффилированные лица компаний и ИП

Кто такие аффилированные лица компаний и ИП

И как правильно заключать сделки с контрагентами, у которых есть аффилированные лица.

Представьте компанию, имущество которой вот-вот отберут за долги. 

Директору неохота терять нажитое, поэтому он хочет обмануть кредиторов. План — за бесценок продать активы фирме брата. Суд заберет выручку в счет долга и отстанет: больше с банкрота нечего взять. Потом можно распродать имущество по рыночной цене и оставить деньги себе.

Только вот ничего у директора выйдет, потому что они с братом — аффилированные лица. Кредиторы оспорят сделку, суд признает ее недействительной и заберет активы в счет долга.

Разберемся, кто такие аффилированные юрлица и что значит этот статус. А еще покажем, как проверить связи потенциального контрагента перед сделкой, чтобы не потерять деньги.

Что такое аффилированность и кто такие аффилированные лица по закону

Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут повлиять на действия и решения предпринимателей. То есть на ИП, организацию, ее владельцев или руководителей. Определение и признаки аффилированности закрепили в законе РСФСР «О конкуренции».

Для компании аффилированными лицами по закону считают:

  • ее руководителя, управляющую компанию или управляющего-ИП;
  • членов Совета директоров, наблюдательного совета или другого коллегиального органа управления;
  • людей и компании, которые контролируют более 20% акций или уставного капитала. Допустим, компанией «Ромашка» владеют ООО «А» (30%), ООО «Б» (10%) и П. Петров (60%). Тогда «А» и Петров — аффилированные лица «Ромашки»;
  • юрлиц, в которых организация владеет 20% акций или уставного капитала. Например, «Ромашка» из предыдущего примера владеет 30% уставного капитала ООО «В». Тогда «Ромашка» — аффилирована к «В»;
  • директора, членов Совета директоров и других коллегиальных органов управления, управляющие компании-участники ФПГ — финансово-промышленной группы. Например, в состав «Альфа-групп» входят ABH Holdings S.A., УК «Альфа-капитал», ГК «Росводоканал». Члены Советов директоров этих компаний будут аффилированными лицами.

Для ИП аффилированными считают юрлиц, в которых ИП распоряжается более 20% акций или уставного капитала.

Также аффилированными посчитают всех, кто входит в одну «группу лиц» — по ст. 9 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • организацию и директора, управляющего или управляющую компанию;
  • организации, в которых по предложению одного человека или компании назначили директора, управляющего или более половины Совета директоров. Допустим, Петров учредил ООО «А» и ООО «Б». Директором первого назначил Иванова, а второго — Сидорова. Компании будут аффилированными друг к другу;
  • компанию и ее участника, который владеет более 50% ее уставного капитала или акций. Например, материнскую и дочернюю компании;
  • компанию и группу лиц, которым совместно принадлежит более 50% ее уставного капитала или акций;
  • организации, в которых одни и те же люди составляют более половины Совета директоров, наблюдательного совета или совета фонда;
  • человека и его родственников — кровные или на правах усыновления. Супруга, родителей или усыновителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер;
  • организацию и родственников ее аффилированных лиц;
  • лиц, каждое из которых по одному из вышеперечисленных признаков входит в группу с одним и тем же человеком или компанией. Например, аффилированными компаниями будут две организации с одним директором; все дочерние организации между собой.

На практике аффилированность устанавливают по дополнительным основаниям

Иногда аффилированность важно доказать в суде, чтобы оспорить сделку. Все работает, например, так: 

В налоговой замечают, что одна компания заключила сделку с другой и в результате заплатила меньше налогов. Инспектор чувствует махинацию и подает в суд: мол, организации заключили сделку специально, чтобы обмануть ФНС и не платить в казну. Если суд устанавливает аффилированность, то постановляет: юрлица сговорились, пускай доплачивают налоги.

Суд смотрит не только на формальные признаки аффилированности — те, что перечислили в законе. Компании призна́ют аффилированными и по дополнительным основаниям. Например, если:

  • обе компании выступают взаимными дебиторами и кредиторами друг друга — Дело №А53-885/2014;
  • компании в один день заявили об оформлении банкротства по упрощенной процедуре — Дело №А53-885/2014;
  • директор компании стал единственным участником ООО по просьбе второй компании, но не принимает управленческих решений — Дело №А46-15586/2016;
  • один и тот же человек работал в обеих компаниях — Дело №А50-18039/2017;

Обычно суд не признаёт аффилированность только по одному из перечисленных признаков. Смотрят на совокупность оснований:

Например, компания «А» продала кирпичи компании «Б» по цене гораздо ниже рыночной. Мол, уходят с рынка и распродают остатки. ФНС посчитала сделку подозрительной — решили, что цену занизили специально, чтобы сэкономить на налогах. 

Суд проверил компании и выяснил, что они хранят стройматериалы на одном складе. Других признаков аффилированности не нашли: «А» и «Б» принадлежат разным людям, владельцы — не родственники. Поэтому сделку признали законной.   

Компании «В» и «Г» тоже хранили материалы на одном складе и заключили аналогичную сделку. При проверке суд нашел дополнительный признак аффилированности: прораб из «В» работает также и в «Г», где получает процент за приведенных заказчиков. Поэтому сделку признали незаконной, оштрафовали «В» и обязали доплатить налог.  

Требования к компаниям с аффилированными лицами

Государство требует, чтобы АО и ООО вели учет аффилированных лиц и предоставляли сведения о таких людях и компаниях по запросу. Конкретные мероприятия зависят от организационно правовой формы.

Акционерные общества:

  • составляют список связанных лиц дважды в год — за каждое полугодие;
  • публикуют список в интернете — на сайте одного из информационных агентств, аккредитованных ЦБ. Список выкладывают в течение пяти рабочих дней с конца полугодия;
  • предоставляют акционерам списки аффилированных лиц — по требованию; 
  • если совершали сделки с аффилированными лицами, указывают сведения о таких людях и компаниях в бухгалтерской отчетности — как приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Перечень сведений для отчетности перечислили в п. 14 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах.
Форму реестра аффилированных лиц оставили в Приложении №4 к Положению ЦБ №714-П
  • составляют списки аффилированных лиц в свободной форме. В перечне важно указать ФИО лица или наименование компании, ИНН, основание для аффилированности;
  • обновляют реестр лиц два раза в год;
  • хранят списки в помещении, где находится руководитель компании;
  • предоставляют участникам ООО оригинал или копию списка — по требованию.

Государство наказывает компании, которые не ведут учет аффилированных лиц

Если АО или ООО не составили список аффилированных лиц или вели его с ошибками, оштрафуют:

  • юридическое лицо — на 200—300 тыс. рублей;
  • должностное лицо АО — на 2,5—5 тыс. рублей;
  • должностное лицо ООО — на 2—5 тыс. рублей.

Если АО не опубликует список аффилированных лиц в интернете — в полном объеме и в течение пяти рабочих дней с конца полугодия, оштрафуют:

  • юридическое лицо — на 700—1000 тыс. рублей;
  • должностное лицо — на 30—50 тыс. рублей. Либо дисквалифицируют на год-два.

Если АО не предоставит список аффилированных лиц по требованию, оштрафуют:

  • юрлицо — на 500—700 тыс. рублей;
  • должностное лицо — на 20—30 тыс. рублей. Либо дисквалификациют на год.

Зачем знать об аффилированных лицах контрагента перед сделкой

Заметить контрагента-однодневку. Полезно проверить, сколько и каких компаний открывал подрядчик. Если в списке полно банкротов или ликвидированных предприятий, контрагент может оказаться однодневкой. Налоговая запрещает заключать договоры с такими организациями: если ФНС прознает о сделке, то оштрафует компанию, доначислит налоги и пени.

Избежать «недружественного поглощения». Это ситуация, когда руководитель потерял контроль над компанией, хотя не собирался. Следите за руками:

Например, Иванов владеет 45% компании «А», а Петров — 55%. Иванов хочет купить у Петрова 6% акций и получить контрольный пакет — 51%. Но Петров акции не продает. 

Тогда Иванов учреждает компанию «Б» и назначает директором Сидорова — друга Петрова. Иванов и Сидоров — аффилированные лица, но Петров об этом не знает. 

Сидоров и Петров договариваются о сделке: «Б» покупает 6% акций «А». Выходит, теперь Иванов контролирует и свои 45% акций, и 6% акций в собственности «Б». Итого — 51%, вопреки желанию Петрова.

Получить больше денег от должника-банкрота. Бывает, банкрот передает аффилированному лицу деньги или имущество, чтобы сэкономить на долгах. Кредиторы могут оспорить такой договор в суде: сделку признают недействительной, а деньги и активы уйдут в счет долга.

Вот пример из судебной практики:

ООО «Нефтехиммаш» по договору займа заплатила 400 тыс. рублей М. Макарчуку — руководителю компании. На момент сделки компания уже задолжала 300 млн рублей, но процедуру банкротства еще не ввели.  

Кредиторы подали в суд на «Нефтехиммаш». В суде установили, что договор подписали аффилированные лица: компания и ее руководитель. А раз так, М. Макарчук знал о неплатежеспособности и недостаточности имущества ООО «Нефтехиммаш». Выходит, сделку заключили специально, чтобы не расплачиваться с кредиторами.

Суд постановил: взыскать с М. Макарчука 400 тыс. рублей и передать в конкурсную массу должника — на оплату долга.

Конкурсный управляющий будет оспаривать все сделки компании-банкрота — и с аффилированными лицами, и с любыми другими. Но чтобы сделку признали недействительной, важно доказать: вторая сторона знала об ущербе для кредиторов. Аффилированность как раз это подтвердит.

Взыскать долги «дочки» с материнской организации. Это сработает, если дочка заключила договор по указанию материнской компании. Например, если материнская организация — единоличный исполнительный в дочерней.

Как проверить аффилированных лиц контрагента

1. Найти список аффилированных лиц АО на сайте одного из пяти информационных агентств:

2. В выписке из ЕГРЮЛ посмотреть, кто имеет право действовать от имени организации без доверенности, кому и в каком количестве принадлежат доли в уставном капитале.

У компании два учредителя с долями по 50%. Это аффилированные лица

«Дадата» подскажет аффилированные компании контрагента

API-метод «Аффилированные компании» найдет связанные организации по ИНН учредителей и руководителей: физических и юридических лиц. Заодно покажет статус юрлица: действует, ликвидировано, банкрот, находится в процессе реорганизации или ликвидации. Это поможет заметить однодневку, не копаясь в ЕГРЮЛ.

Директор потенциального контрагента работает директором в трех действующих компаниях. Такой подрядчик вряд ли окажется однодневкой

Что учесть, когда заключаешь сделку со своим аффилированным лицом

Закон не запрещает ООО проводить сделки с аффилированными лицами. 

Проблемы возникнут, если компания заключит договор с аффилированным лицом по цене гораздо выше или ниже среднерыночной. В этом случае налоговая заподозрит организацию в уклонении от уплаты налогов. 

Например, «А» продает дочерней компании «Б» товары по заниженной цене. В результате «А» занижает доходы, чтобы не выйти за лимиты по УСН и платить 6% вместо 13%.

Налоговая докажет в суде, что сделку заключили связанные друг с другом люди или компании. А значит, вторая сторона сделки знала о злом умысле первой. Инспекторы рассчитают рыночную стоимость сделки и потребует доплатить налог. Заодно оштрафуют компанию за несвоевременную и неполную уплату налога.

А еще сделки с аффилированными лицами полезно утвердить с Советом директоров или наблюдательным советом — большинством голосов. Исключения:

  1. Если сумма сделки меньше 10% Балансовой стоимости активов.
  2. Продают менее 2% акций компании.
  3. В уставе прописали, что согласие не нужно.

Закон не обязывает согласовывать сделки с аффилированными лицами, но иначе контракт можно оспорить. Такое право получает любой член Совета директоров или участник с хотя бы 1% голосов. Сделку признают недействительной и заставят аффилированное лицо компенсировать ущерб.

Все работает в два этапа.

  1. Участник общества запросит информацию о сделке с аффилированным лицом. В частности — подтверждение того, что договор не нарушает интересы общества. Например, что сделку совершили на рыночных условиях. Раз контракт не согласовали, компания обязана ответить — на это дают 20 дней.
  2. Если общество не ответит или не докажет, что сделка не причинила ущерб, ее признают недействительной.

Согласие убережет от претензий. Раз участники согласились на сделку, бесполезно оспаривать ее и заявлять об ущербе: суд не признает сделку недействительной.

Запомнить об аффилированных лицах, чтобы правильно заключать сделки

1. Аффилированными называют людей и компании, которые влияют на решения и действия бизнеса. Тех, кто соответствует признакам по закону «О конкуренции».

2. Компании ведут реестры аффилированных лиц: АО — в строгой форме, ООО — в свободной. 

3. Закон не запрещает проводить сделки с аффилированными лицами. Но налоговой покажутся подозрительными контракты, где компания продает товары или услуги по завышенной или заниженной цене.

4. Хорошо знать аффилированных лиц потенциального контрагента. Это важно, чтобы не работать с однодневкой, избежать недружественного поглощения и получить деньги от должника.

5. Проверить аффилированных лиц можно по выпискам из ЕГРЮЛ, на сайтах информационных агентств, аккредитованных ЦБ и в «Дадате» — через API-метод «Аффилированные компании».

Не пропускайте важные материалы

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. А еще даём знать о новых фичах и срочных новостях. Например, напишем, если налоговая потеряет данные по организациям в свежей выгрузке или API «Дадаты» перестанет отвечать.

Подпишитесь на рассылку

Раз в месяц присылаем на почту новые статьи из блога и обновления сервисов «Дадаты». Не тревожим без повода и не шлем спам.