Кто такие аффилированные лица и компании

И как правильно заключать сделки с контрагентами, у которых есть аффилированные лица.
- Что такое аффилированность и кто такие аффилированные лица по закону
- На практике аффилированность устанавливают по дополнительным основаниям
- Требования к компаниям с аффилированными лицами
- Государство наказывает компании, которые не ведут учет аффилированных лиц
- Зачем знать об аффилированных лицах контрагента перед сделкой
- Как проверить аффилированных лиц контрагента
- «Дадата» подскажет аффилированные компании контрагента
- Что учесть, когда заключаешь сделку со своим аффилированным лицом
- Запомнить об аффилированных лицах, чтобы правильно заключать сделки
Представьте компанию, имущество которой вот-вот отберут за долги.
Директору неохота терять нажитое, поэтому он хочет обмануть кредиторов. План — за бесценок продать активы фирме брата. Суд заберет выручку в счет долга и отстанет: больше с банкрота нечего взять. Потом можно распродать имущество по рыночной цене и оставить деньги себе.
Только вот ничего у директора выйдет, потому что они с братом — аффилированные лица. Кредиторы оспорят сделку, суд признает ее недействительной и заберет активы в счет долга.
Разберемся, кто такие аффилированные юрлица и что значит этот статус. А еще покажем, как проверить связи потенциального контрагента перед сделкой, чтобы не потерять деньги.
Что такое аффилированность и кто такие аффилированные лица по закону
Аффилированные лица — это физические и юридические лица, которые могут повлиять на действия и решения предпринимателей. То есть на ИП, организацию, ее владельцев или руководителей. Определение и признаки аффилированности закрепили в законе РСФСР «О конкуренции».
Для компании аффилированными лицами по закону считают:
- ее руководителя, управляющую компанию или управляющего-ИП;
- членов Совета директоров, наблюдательного совета или другого коллегиального органа управления;
- людей и компании, которые контролируют более 20% акций или уставного капитала. Допустим, компанией «Ромашка» владеют ООО «А» (30%), ООО «Б» (10%) и П. Петров (60%). Тогда «А» и Петров — аффилированные лица «Ромашки»;
- юрлиц, в которых организация владеет 20% акций или уставного капитала. Например, «Ромашка» из предыдущего примера владеет 30% уставного капитала ООО «В». Тогда «Ромашка» — аффилирована к «В»;
- директора, членов Совета директоров и других коллегиальных органов управления, управляющие компании-участники ФПГ — финансово-промышленной группы. Например, в состав «Альфа-групп» входят ABH Holdings S.A., УК «Альфа-капитал», ГК «Росводоканал». Члены Советов директоров этих компаний будут аффилированными лицами.
Для ИП аффилированными считают юрлиц, в которых ИП распоряжается более 20% акций или уставного капитала.
На практике аффилированность устанавливают по дополнительным основаниям
Сервис «Аффилированным компании»
Найдет связанные организации по ИНН учредителей и руководителей. Заодно покажет статус юрлиц: например, действуют они или обанкротились.
РазузнатьИногда аффилированность важно доказать в суде, чтобы оспорить сделку. Все работает, например, так:
В налоговой замечают, что одна компания заключила сделку с другой и в результате заплатила меньше налогов. Инспектор чувствует махинацию и подает в суд: мол, организации заключили сделку специально, чтобы обмануть ФНС и не платить в казну. Если суд устанавливает аффилированность, то постановляет: юрлица сговорились, пускай доплачивают налоги.
Суд смотрит не только на формальные признаки аффилированности — те, что перечислили в законе. Компании призна́ют аффилированными и по дополнительным основаниям. Например, если:
- обе компании выступают взаимными дебиторами и кредиторами друг друга — Дело №А53-885/2014;
- компании в один день заявили об оформлении банкротства по упрощенной процедуре — Дело №А53-885/2014;
- директор компании стал единственным участником ООО по просьбе второй компании, но не принимает управленческих решений — Дело №А46-15586/2016;
- один и тот же человек работал в обеих компаниях — Дело №А50-18039/2017;
Обычно суд не признаёт аффилированность только по одному из перечисленных признаков. Смотрят на совокупность оснований:
Например, компания «А» продала кирпичи компании «Б» по цене гораздо ниже рыночной. Мол, уходят с рынка и распродают остатки. ФНС посчитала сделку подозрительной — решили, что цену занизили специально, чтобы сэкономить на налогах.
Суд проверил компании и выяснил, что они хранят стройматериалы на одном складе. Других признаков аффилированности не нашли: «А» и «Б» принадлежат разным людям, владельцы — не родственники. Поэтому сделку признали законной.
Компании «В» и «Г» тоже хранили материалы на одном складе и заключили аналогичную сделку. При проверке суд нашел дополнительный признак аффилированности: прораб из «В» работает также и в «Г», где получает процент за приведенных заказчиков. Поэтому сделку признали незаконной, оштрафовали «В» и обязали доплатить налог.
Требования к компаниям с аффилированными лицами
Государство требует, чтобы АО и ООО вели учет аффилированных лиц и предоставляли сведения о таких людях и компаниях по запросу. Конкретные мероприятия зависят от организационно правовой формы.
Акционерные общества:
- составляют список связанных лиц дважды в год — за каждое полугодие;
- публикуют список в интернете — на сайте одного из информационных агентств, аккредитованных ЦБ. Список выкладывают в течение пяти рабочих дней с конца полугодия;
- предоставляют акционерам списки аффилированных лиц — по требованию;
- если совершали сделки с аффилированными лицами, указывают сведения о таких людях и компаниях в бухгалтерской отчетности — как приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Перечень сведений для отчетности перечислили в п. 14 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах.

ООО:
- составляют списки аффилированных лиц в свободной форме. В перечне важно указать ФИО лица или наименование компании, ИНН, основание для аффилированности;
- обновляют реестр лиц два раза в год;
- хранят списки в помещении, где находится руководитель компании;
- предоставляют участникам ООО оригинал или копию списка — по требованию.
Государство наказывает компании, которые не ведут учет аффилированных лиц
Если АО или ООО не составили список аффилированных лиц или вели его с ошибками, оштрафуют:
- юридическое лицо — на 200—300 тыс. рублей;
- должностное лицо АО — на 2,5—5 тыс. рублей;
- должностное лицо ООО — на 2—5 тыс. рублей.
Если АО не опубликует список аффилированных лиц в интернете — в полном объеме и в течение пяти рабочих дней с конца полугодия, оштрафуют:
- юридическое лицо — на 700—1000 тыс. рублей;
- должностное лицо — на 30—50 тыс. рублей. Либо дисквалифицируют на год-два.
Если АО не предоставит список аффилированных лиц по требованию, оштрафуют:
- юрлицо — на 500—700 тыс. рублей;
- должностное лицо — на 20—30 тыс. рублей. Либо дисквалификациют на год.
Зачем знать об аффилированных лицах контрагента перед сделкой
Заметить контрагента-однодневку. Полезно проверить, сколько и каких компаний открывал подрядчик. Если в списке полно банкротов или ликвидированных предприятий, контрагент может оказаться однодневкой. Налоговая запрещает заключать договоры с такими организациями: если ФНС прознает о сделке, то оштрафует компанию, доначислит налоги и пени.
Избежать «недружественного поглощения». Это ситуация, когда руководитель потерял контроль над компанией, хотя не собирался. Следите за руками:
Например, Иванов владеет 45% компании «А», а Петров — 55%. Иванов хочет купить у Петрова 6% акций и получить контрольный пакет — 51%. Но Петров акции не продает.
Тогда Иванов учреждает компанию «Б» и назначает директором Сидорова — друга Петрова. Иванов и Сидоров — аффилированные лица, но Петров об этом не знает.
Сидоров и Петров договариваются о сделке: «Б» покупает 6% акций «А». Выходит, теперь Иванов контролирует и свои 45% акций, и 6% акций в собственности «Б». Итого — 51%, вопреки желанию Петрова.
Получить больше денег от должника-банкрота. Бывает, банкрот передает аффилированному лицу деньги или имущество, чтобы сэкономить на долгах. Кредиторы могут оспорить такой договор в суде: сделку признают недействительной, а деньги и активы уйдут в счет долга.
Вот пример из судебной практики:
ООО «Нефтехиммаш» по договору займа заплатила 400 тыс. рублей М. Макарчуку — руководителю компании. На момент сделки компания уже задолжала 300 млн рублей, но процедуру банкротства еще не ввели.
Кредиторы подали в суд на «Нефтехиммаш». В суде установили, что договор подписали аффилированные лица: компания и ее руководитель. А раз так, М. Макарчук знал о неплатежеспособности и недостаточности имущества ООО «Нефтехиммаш». Выходит, сделку заключили специально, чтобы не расплачиваться с кредиторами.
Суд постановил: взыскать с М. Макарчука 400 тыс. рублей и передать в конкурсную массу должника — на оплату долга.
Конкурсный управляющий будет оспаривать все сделки компании-банкрота — и с аффилированными лицами, и с любыми другими. Но чтобы сделку признали недействительной, важно доказать: вторая сторона знала об ущербе для кредиторов. Аффилированность как раз это подтвердит.
Взыскать долги «дочки» с материнской организации. Это сработает, если дочка заключила договор по указанию материнской компании. Например, если материнская организация — единоличный исполнительный в дочерней.
Как проверить аффилированных лиц контрагента
1. Найти список аффилированных лиц АО на сайте одного из пяти информационных агентств:
- АНО «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов»;
- АО «Агентство экономической информации «ПРАЙМ»;
- ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг»;
- ООО «Интерфакс — Центр раскрытия корпоративной информации»;
- ООО «Система комплексного раскрытия информации и новостей».

2. В выписке из ЕГРЮЛ посмотреть, кто имеет право действовать от имени организации без доверенности, кому и в каком количестве принадлежат доли в уставном капитале.

Что учесть, когда заключаешь сделку со своим аффилированным лицом
Закон не запрещает ООО проводить сделки с аффилированными лицами.
Проблемы возникнут, если компания заключит договор с аффилированным лицом по цене гораздо выше или ниже среднерыночной. В этом случае налоговая заподозрит организацию в уклонении от уплаты налогов.
Например, «А» продает дочерней компании «Б» товары по заниженной цене. В результате «А» занижает доходы, чтобы не выйти за лимиты по УСН и платить 6% вместо 13%.
Налоговая докажет в суде, что сделку заключили связанные друг с другом люди или компании. А значит, вторая сторона сделки знала о злом умысле первой. Инспекторы рассчитают рыночную стоимость сделки и потребует доплатить налог. Заодно оштрафуют компанию за несвоевременную и неполную уплату налога.
А еще сделки с аффилированными лицами полезно утвердить с Советом директоров или наблюдательным советом — большинством голосов. Исключения:
- Если сумма сделки меньше 10% Балансовой стоимости активов.
- Продают менее 2% акций компании.
- В уставе прописали, что согласие не нужно.
Закон не обязывает согласовывать сделки с аффилированными лицами, но иначе контракт можно оспорить. Такое право получает любой член Совета директоров или участник с хотя бы 1% голосов. Сделку признают недействительной и заставят аффилированное лицо компенсировать ущерб.
Все работает в два этапа.
- Участник общества запросит информацию о сделке с аффилированным лицом. В частности — подтверждение того, что договор не нарушает интересы общества. Например, что сделку совершили на рыночных условиях. Раз контракт не согласовали, компания обязана ответить — на это дают 20 дней.
- Если общество не ответит или не докажет, что сделка не причинила ущерб, ее признают недействительной.
Согласие убережет от претензий. Раз участники согласились на сделку, бесполезно оспаривать ее и заявлять об ущербе: суд не признает сделку недействительной.
Запомнить об аффилированных лицах, чтобы правильно заключать сделки
1. Аффилированными называют людей и компании, которые влияют на решения и действия бизнеса. Тех, кто соответствует признакам по закону «О конкуренции».
2. Компании ведут реестры аффилированных лиц: АО — в строгой форме, ООО — в свободной.
3. Закон не запрещает проводить сделки с аффилированными лицами. Но налоговой покажутся подозрительными контракты, где компания продает товары или услуги по завышенной или заниженной цене.
4. Хорошо знать аффилированных лиц потенциального контрагента. Это важно, чтобы не работать с однодневкой, избежать недружественного поглощения и получить деньги от должника.
5. Проверить аффилированных лиц можно по выпискам из ЕГРЮЛ, на сайтах информационных агентств, аккредитованных ЦБ и в «Дадате» — через API-метод «Аффилированные компании».