Квалификация лидов в B2B: что узнать о клиенте, чтобы сэкономить время менеджеров по продажам
Собрать контакты тысячи потенциальных клиентов не то же самое, что закрыть тысячу сделок. Как разобраться, с какими компаниями есть смысл работать, а кто случайно оказался в клиентской базе — расскажем в статье.
Что такое квалификация лидов
Лиды — потенциальные клиенты, которые проявили интерес к компании. Например, заполнили форму обратной связи на сайте, запросили прайс, проконсультировались с менеджером, подписались на рассылку.
Не всегда обращение означает, что клиент готов выйти на сделку. Обычно люди выбирают между разными предложениями — сравнивают цены, условия доставки, читают отзывы — и уже потом принимают решение.
Квалификация лидов — действия, которые помогают оценить, насколько потенциальный клиент готов сделать покупку. Готовность зависит, например:
- от потребности в товаре или услуге;
- бюджета;
- полномочий для принятия решения о покупке.
Обычно оценку потенциальных клиентов проводят маркетологи. Затем они передают в отдел продаж уже квалифицированные лиды, то есть контакты с информацией, которая поможет быстрее выйти на сделку.
Кому и зачем нужно квалифицировать лиды
«Компания по емейлу»
Вытаскивает из сайта или корпоративной почты подробности о юрлице, которому она принадлежит: доходы, отрасль, город, число сотрудников. Пригодится для квалификации и скоринга лидов и клиентов.
РазузнатьЦель квалификации лидов — сделать работу отдела продаж более эффективной:
- не упустить потенциальных клиентов — выбрать контакты тех, кто заинтересован в продукте;
- оптимизировать работу с клиентской базой — не тратить время на обзвон тех, у кого нет потребности в продукте или возможности его купить;
- отсеять «вредные» лиды — исключить из базы неверно указанные контакты и нецелевые обращения;
- увеличить количество успешных сделок — заранее собрать информацию, которая поможет разобраться в запросе потенциального клиента и подготовить для него индивидуальное предложение.
Квалификация помогает улучшить работу с клиентской базой и закрывать больше сделок с меньшими усилиями. Этот инструмент актуален для компаний, которые:
- получают много входящих обращений. Например, оказывают сезонные услуги вроде установки кондиционеров, и в периоды высокого спроса менеджеры физически не успевают обрабатывать все заявки;
- хотят повысить конверсию воронки продаж. Например, таргетированная и контекстная реклама не всегда приводит целевые заявки. Кто-то может заполнить форму обратной связи просто так, потому что была свободная минутка или лендинг вызвал сильный эмоциональный отклик;
- стремятся оптимизировать работу отдела продаж. Когда менеджеры видят в базе неквалифицированный лид, они не берут его в работу. Остается больше времени на общение и заключение сделок с заинтересованными в продукте клиентами.
Как устроен процесс квалификации лидов
1-й этап — сбор контактов потенциальных клиентов. Его еще называют генерацией лидов. Маркетологи используют для этого разные инструменты:
- лид-формы на сайте;
- подписки на рассылку новостей или полезных материалов;
- скидки и промокоды в обмен на контакт;
- автоматический обзвон;
- диалог в чат-боте.
Тех, кто уже проявил интерес с компании, будет проще мотивировать к покупке. О том, какую информацию полезно собрать на этом этапе квалификации клиентов и как это сделать, расскажем в следующих разделах.
2-й этап — оценка на соответствие критериям. Тут нужно определить критерии, по которым компания отличает целевые лиды от нецелевых.
Например, если мы работаем только с малым бизнесом, нас не интересуют крупные компании, в штате которых работает больше 100 человек.
3-й этап — сбор дополнительной информации. Менеджеры выходят на контакт с самыми заинтересованными лидами и задают квалифицирующие вопросы, чтобы глубже разобраться в проблеме и возможностях потенциальных клиентов. Например:
- какую бизнес-задачу вам нужно решить?
- как ее решали раньше, какие инструменты использовали?
- почему возникла потребность в новом способе решения проблемы?
- какой бюджет вы планируете выделить?
- каких результатов вы ждете от использования нашего продукта?
После всех этапов становится ясно, насколько клиент готов принять решение о покупке, что ему предлагать и как работать, чтобы сделка состоялась.
Уровни квалификации лидов
Процесс квалификации можно схематично представить в виде воронки, похожей на стандартную воронку продаж. В зависимости от того, на каком этапе воронки находятся лиды, их делят на три уровня.
1. Marketing Qualified Leads — маркетинговые квалифицированные лиды (MQLs) — клиенты, которые:
- проявили интерес к компании — например, подписались в соцсетях;
- соответствуют портрету потенциального покупателя;
- нуждаются в дополнительном прогреве.
Контакты таких клиентов используют для дальнейших маркетинговых коммуникаций: например, им предлагают подписаться на email-рассылку или скачать бесплатные материалы.
Цель работы с MQLs — повысить уровень интереса к продукту. В идеале такие контакты должны перейти из категории «теплых» в «горячие» и оказаться в отделе продаж. Если этого не происходит, клиента квалифицируют как неготового к покупке.
2. Sales Accepted Leads — лиды, переданные продажам (SALs) — клиенты, которые:
- проявили интерес к товару или услуге — например, оставили заявку;
- обратились с целевым запросом — в каталоге компании есть то, что нужно клиенту.
К SALs относят тех, кто подписался на тестовый период использования сервиса, оставил заявку на расчет стоимости работ или бесплатный аудит сайта. Таких клиентов считают достаточно «теплыми», готовыми сделать покупку в ближайшем будущем. Их контакты маркетинг передает в отдел продаж.
3. Sales Qualified Leads — лиды, готовые для продаж (SQLs) — клиенты, которые:
- готовы сделать покупку в ближайшее время — например, товар нужен срочно;
- запросили документы, необходимые для сделки, — договор, счет.
Команда продаж изучает запрос таких клиентов и определяет, какое решение закроет их потребность. После этого можно переходить к процессу переговоров и заключения сделки.
Какую информацию о клиенте собирать для квалификации
Чтобы оценить готовность потенциального покупателя к сделке, используют разные подходы. Они отличаются тем, какие параметры считать ключевыми при квалификации клиентов.
BANT — метод классификации клиентов, при котором учитывают четыре основные характеристики:
- budget — бюджет, который компания готова выделить на покупку;
- authority — полномочия сотрудников, которые принимают решение о покупке;
- need — проблема, которую необходимо решить;
- timing — ограничения по срокам.
Квалифицирующие вопросы по системе BANT:
- сколько вы готовы потратить, чтобы решить существующую проблему?
- кто будет участвовать в покупке продукта?
- чем вызван интерес к продукту?
- есть ли дедлайн, до которого необходимо закрыть потребность в продукте?
Метод подходит компаниям со сложными B2B- и B2C-сделками с длительным циклом продаж, когда важно определить перспективность лидов на ранней стадии, чтобы сэкономить время и ресурсы.
Например, поставщикам промышленного оборудования важно понимать, есть ли у клиента ресурсы для покупки дорогостоящей техники или нет.
CHAMP — метод классификации, при котором характеристики потенциального клиента анализируют в другом порядке:
- challenges — проблема клиента;
- authority — возможность принять решение о покупке;
- money — бюджет;
- prioritization — насколько быстро нужно решить проблему.
Квалифицирующие вопросы по системе CHAMP:
- почему возникла потребность в продукте?
- нужно ли привлекать других сотрудников, чтобы заключить сделку?
- какая сумма в бюджете заложена на решение существующей проблемы?
- за какие сроки необходимо закрыть потребность в продукте?
Метод подходит компаниям, которым важно разобраться в проблеме клиента, чтобы понять, как ему помочь и что предложить.
Например, если у компании в линейке несколько сервисов, метод поможет понять, какой конкретно продукт решит задачу клиента.
GPCTBA/C&I — метод, по которому следует изучить:
- goals — цели клиента и компании;
- plans — планы по достижению этих целей;
- challenges — проблему, которая уже существует или может возникнуть;
- timeline — срок, за который нужно достичь результатов;
- budget — бюджет, который клиент готов инвестировать в решение проблемы;
- authority — кто принимает финальное решение о сделке;
- negative consequences and positive implications — к каким негативным последствиям приведет отказ от сделки и какие позитивные изменения произойдут после приобретения продукта.
Квалифицирующие вопросы по системе GPCTBA/C&I:
- какие цели ставит перед собой компания?
- готовы ли вы рассматривать новые решения, которые помогут прийти к этим целям?
- с какими проблемами вы уже сталкивались в работе, как их решали?
- есть ли конкретные сроки и план действий для достижения поставленных целей?
- какую сумму компания готова выделить на сделку?
- кто отвечает за финансовую сторону сделки, на каком этапе этого сотрудника лучше подключить к диалогу?
- как изменятся процессы в компании и бизнес-результаты, если сделка состоится?
Метод подходит компаниям, которым требуется постоянно адаптироваться к потребностям клиента.
Например, чтобы предложить подходящую программу для корпоративного обучения или пакет консалтинговых услуг.
Метод можно использовать при продаже сложных продуктов, чтобы получить инсайты от реальных покупателей и определить стратегию не только для конкретной сделки, но и для развития продукта и компании в целом.
ANUM — метод оценки клиентов, в котором ориентируются на критерии:
- authority — авторитет покупателя;
- need — потребность в продукте;
- urgency — срочность;
- money — наличие бюджета.
Квалифицирующие вопросы по системе ANUM:
- вы можете принять решение о сотрудничестве?
- какие основные задачи должен решить продукт?
- решение существующей проблемы приоритетно на данный момент?
- какая сумма может быть выделена в бюджете компании?
Метод подходит компаниям, которые сталкиваются с ситуациями, когда авторитет лица, принимающего решение, считается критическим фактором.
Например, такой подход может встретиться при продаже услуг страхования или банковского эквайринга — продуктов, которые закрывают частый запрос и имеют понятную «рыночную» стоимость.
А еще такой подход встречается в продажах офлайн-ритейлерам. Покупая кассовый софт, ЛПРы смотрят на цену, а удобство для линейного сотрудника даже не рассматривают.
Как получить информацию о клиенте
Информацию для первичной квалификации можно узнать из открытых источников: каталогов и справочников в интернете, официальных сайтов организаций, сервиса проверки контрагентов на сайте ФНС. Так можно сразу отсеять нецелевые контакты, которые не подходят для работы с точки зрения:
- территории;
- отрасли;
- размера компании;
- корректности данных.
Собирать и обрабатывать данные вручную — долгий и неэффективный процесс.
Сервис «Компания по емейлу» «Дадаты» поможет автоматизровать сбор информации о клиентах. Можно отправить ему сайт или корпоративную почту лида — по API — и мгновенно получить сведения из официальных государственных справочников:
Запомнить
1. Квалификация лидов помогает оценить, насколько потенциальный клиент готов выйти на сделку.
2. Процесс квалификации состоит из трех этапов: привлечение лидов, оценка на соответствие критериям, подробное изучение их запроса и возможностей при помощи квалифицирующих вопросов.
3. Все эти действия помогают отсеять нецелевые обращения и заключать больше сделок за меньшее количество времени.
4. В зависимости от того, на каком этапе воронки находятся потенциальные клиенты, их делят на три группы: MQLs — маркетинговые квалифицированные лиды, SALs — лиды, переданные продажам, и SQLs — лиды, готовые для продаж.
5. Чтобы собрать больше информации о клиенте, используют разные подходы: BANT, CHAMP, GPCTBA/C&I, ANUM. Они отличаются тем, какой параметр считать ключевым для заключения сделки: потребность в продукте, наличие бюджета, возможность контактного лица принимать решение, ограничения по срокам.
6. Собирать и сегментировать клиентскую базу вручную — долго и неэффективно. Чтобы ускорить процесс квалификации, можно использовать сервис «Компания по емейлу».